Заботливым родителям


Заботливым родителям

"Посейте поступок - пожнёте привычку, посейте привычку - пожнёте характер,
посейте характер - пожнёте судьбу".
У. Теккерей

"Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца".
В.Сухомлинский

Первый раз в первый класс

Подготовка к школьной жизни

    Если родители шестилетнего 
  ребёнка спросят, когда же начинать
  его подготовку к школе,
  специалисты, повторяя слова 
 А. С. Макаренко, скажут:
 "Вы опоздали уже на шесть лет".
    
     Действительно, закалять малыша, 
  вырабатывать правильный 
  режим, приучать к самостоятельности
  следует с самого рождения.
Школьная жизнь сильно отличается от
 того, что с детьми происходило раньше,- она требует ответственности, 
организованности, некоторых ограничений. Как быстро ребёнок адаптируется к 
новому? Психологи выделяют четыре составляющих успеха:
  • развитие внимания, памяти и интеллекта;
  • способность произвольно управлять собой;
  • мотивация - интерес к школе;
  • социализация, развитие у ребёнка навыков сотрудничества.


Интеллектуальная готовность к школе

Как оценить, готов ли ваш ребёнок к школе интеллектуально? К сожалению, нет единого теста, по результатам которого можно было бы делать выводы. Предлагаю проверить интеллектуальную готовность ребёнка в игровой форме.

Попробуйте выполнить с малышом следующие упражнения, которые будут полезны не только для диагностики, но и для развития интеллектуальных способностей у ребёнка:

1. Вы называете цепочку слов, например: стул, стол, шкаф, кровать, а ребенок должен сказать, как назвать все предметы одним словом (мебель).

Примеры цепочек:

помидор, редис, огурец, картошка — овощи; 
мяч, кукла, конструктор, кубики — игрушки;
 лето, осень, зима, весна — времена года;
 брат, дочка, бабушка, дядя — члены семьи.
2. Точно так же: вы предлагаете ребенку цепочку слов, но на этот раз ему нужно отыскать, какое из них лишнее. Обязательно спрашивайте, почему ребенок дал именно такой ответ. Старайтесь не составлять слишком очевидных цепочек.
Например:
корабль, лодка, океан, катер; 
компьютер, телефон, пианино, 
калькулятор; тигр, волк, леопард, собака.
3. Предложите ребенку побыть волшебником и из одной вещи сделать несколько.
  Например:
вы говорите: рука, он должен ответить — руки; 
вы: мяч, он — мячи; 
вы: человек, он — люди.

4. Хаотично разложите картинки, на которых изображена привычная ребенку 
последовательность действий. Попросите разложить их в правильном порядке, спросите, 
почему он положил именно так.
Например:
собираются тучи, идет дождь, выглядывает солнце, появляется радуга.

5. Предложите разобрать на части привычные вещи. Вы называете объект, а ребенок — из чего объект состоит.
 Например:   
дерево (ветки, корни, листья, ствол);
 книга (обложка, страницы);
 стул (ножки, сиденье, спинка).


6. Покажите ребенку длинное слово и попросите составить из него много коротких. 
Можно устроить соревнование: кто придумает больше слов. Такие игры хорошо в дороге, где перед глазами есть длинные слова.
 Например:
метрополитен (пол, литр, лот, трон,метр и т. д.)

7. Предложите ребенку указать сходство и различие пар слов.
Например:
книга — тетрадь;
день — ночь;
лошадь — корова;
дерево — куст.
8. Назовите ребенку слово и попросите в ответ придумать противоположное.
Например:
свет — темнота,
добрый — злой,
утро — вечер,
сила — слабость.
9. Назовите три существительных и предложите ребенку объединить их в предложение, с условием, что падеж и число можно изменять.

Например: кот, клубок, молоко. (Наш кот любит играть с клубком и пить молоко.)

Усложняйте задачу, предлагая составить как можно больше предложений из одного набора слов.

10. Часто в школах для проверки памяти первоклассников используется методика российского психолога А. Р. Лурии, помогающая определить объем памяти. Стоит потренировать будущего школьника дома. Прочитайте ребенку 10 простых слов, попросите повторить те, что запомнил.
 Запишите результаты. Проделайте то же еще дважды с разницей в несколько минут, фиксируя результаты. 
Через полчаса, уже ничего не повторяя, попросите назвать те, которые он запомнил.

Подводя итог, важно сказать, что, проводя, время с ребенком, вы почти всегда можете найти возможность для развития его интеллекта. Поощряйте к длинным подробным рассказам — описаниям впечатлений; при прогулках рассказывайте о том, что вас окружает, обсуждайте вместе; спорные вопросы, (например, может ли быть жизнь на других планетах и почему). Учите отстаивать своё мнение, делать логические выводы.

Коллекция иллюстрированных справочников"Мир ребёнка"


Эмоциональная сфера
Ребят с хорошо сформировавшейся эмоционально-волевой готовностью отличает умение сосредоточиваться, управлять своими эмоциями, контролировать собственные действия, работать самостоятельно, а не только под присмотром взрослых. Дети, эмоционально не подготовленные к школе, зачастую не слушают учителя на уроках, не выполняют заданий, не умеют работать по образцу, нарушают дисциплину.
Проводя волевую и эмоциональную подготовку, Вам следует:
  • учить ребёнка играть и работать по правилам. Затевая игру, обговаривайте правила и следите, чтобы они соблюдались.
  • учить ребёнка работать "через не хочу". Это не значит, что нужно заставлять ребёнка заниматься непосильной работой. Наоборот, очень важно, чтобы задание соответствовало возрасту и возможностям ребёнка! Речь идёт о том, что к шести годам у детей часто случается конфликт между "хочу" и "надо", и в этом возрасте довольно трудно сделать выбор в пользу "надо". Здесь очень важна поддержка взрослого, который мотивирует и подаёт правильный пример. 
Преодоление конфликта между «хочу» и «надо» часто проявляется:
 в заучивании стихотворения (или выполнении другого похожего задания, требующего внутренней концентрации); 
в отказе от игры для того, чтобы выполнить поручение взрослого; 
в способности преодолеть свой страх и войти в кабинет стоматолога; в умении преодолеть боль и проявлять терпение — уступать младшему, не ныть в долгой поездке.
Игровая мотивация — лучший способ тренировки эмоциональной сферы для сюжетно-ролевые игры, где вы, скажем, возьмете на себя роль учителя и будете давать несложные, но скучные на первый взгляд задания: рисование палочек или крючочков в тетради, счет в прямом и обратном порядке, решение задачек... Также хорошей мотивацией является одобрение сверстников, например в командном соревновании.
Научите ребенка четко следовать инструкции и ставить цель. 

Примерные задания:

1. Нарисуйте на листе бумаги силуэты кошек со спины, под кошками прочертите строчку, на которой ребе* будет рисовать. Задача ребенка — нарисовать всем кошкам хвостики в виде элементов письменных букв. Попросите ребенка сделать все хвостики разными, а потом назвать вам, частью какой буквы такой хвостик может быть.
  •  Чтобы сделать задание интереснее, можно попросить ребенке зашифровать какое-нибудь слово, присвоив каждой кошке одну букву. 

  • Как вариант, можно тренировать только один элемент, нарисовав первый хвостик, и попросить ребенка в точности повторять его. Следите за точностью.

2. Расчертите лист ватмана на 9 клеток, как для игры в крестики-нолики. В центральной клетке нарисуйте стрекозу (чем смешнее рисунок, тем интереснее ребенку будет выполнять задание. Стрекозу можно заменить любым персонажем ). Скажите, что стрекоза может летать по клеточкам — вверх, вниз, вправо и влево. Попросите ребенка представить, что стрекоза ожила, и мысленно следить глазами за ее перемещениями.
 Диктуйте инструкцию: 
«Стрекоза подлетела на один квадрат вверх,
 на один вниз, 
на один вправо,
 на один вниз, 
на один влево».
 В какой-то момент остановитесь и спросите, в каком квадрате находится стрекоза.
  • Задание можно усложнить. Попросите ребенка отвернуться и давать команды стрекозе, чтобы та «летала» по всему квадрату. Задача —«не вылететь» за пределы листа.
  • Еще вариант — в каждой клетке нарисовать маленькие картинки, которые будут отвлекать внимание. В этом случае ребенку нужно не показать квадрат, а назвать, куда стрекоза приземлилась: на цветок, на шляпу, на домик...
Коллекция иллюстрированных справочников"Мир ребёнка"



1 класс и адаптация к школе:
6 советов родителям первоклассников

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.
Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:
1.     личностных особенностей ребёнка;
2. степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
3.     от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.
Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:
- загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам;
- лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
- резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Как помочь ребенку?

В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.
Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.
Наталья Кацевич,
психолог

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Для успешного преодоления трудностей и всестороннего развития   детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения и закрепления полученных навыков дома.

Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделяйте постоянное внимание собственной речи, обогащайте и совершенствуйте её. Так как высказывания взрослых являются образцом для   правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической стороны детской речи. Так же уделяйте особое внимание тому, как связно, логично и грамматически правильно ребенок излагает свои мысли.

2.  Используйте грамотную речь при общении с ребёнком в повседневной жизни:
·        Посредством называния окружающих предметов и явлений, а также подбора синонимов и антонимов расширяйте предметный словарь и обогащайте знания ребёнка об окружающих предметах (например: - это дуршлаг, это радиатор и. т. д.)
·        Помогайте ребенку описывать предметы, события и явления более подробно. Беседуйте с ребёнком каждый день (например: Спрашивайте, как прошёл его день. Каковы его впечатления от прочитанной книги.)
·        В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов. У ребёнка должна быть возможность услышать звучание слов в разных контекстах, правильно употреблять грамматические формы (например: Это ручка; нет ручки; ищу ручку; думаю о ручке. Коля рисовал. Даша рисовала). Исправляйте ошибки допущенные ребёнком.
·        Уделяйте особое внимание на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учите детей разделять их по смыслу (например: Встал – лёг. Зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок).
·        Совершенствуйте грамматический строй речи, используя речевые игры (их можно применять в дороге, на прогулке).

4. Организовывайте работу по речевому развитию с ребенка используя любимые игрушки. Их роль велика в очень велика, в том числе в формировании связной речи.  
Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие её обладателю – ребёнку.

5. Очень важно, чтобы вся работа по развитию связной речи младших школьников происходила в комфортной для ребёнка обстановке: положительные эмоции, игровая форма. Все это позволит ребёнку овладевать сложной структурой родной речи.

6. При разучивании стихотворений и песен помогите ребенку в правильном произношении и трактовке слов.

8. Очень важно, а также не менее интересно ребенку находить и придумывать рифмы. Например: колосок-носок; палка-скакалка; творог-пирог; огурец-холодец; каша-Даша.

9. Чаще применяйте сами и поощряйте использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.

10. Мотивируйте ребёнка разгадывать, придумывать и загадывать загадки.

11. Учтите, что реакция ребёнка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно весёлой, бурной, то очень унылой. Необходимо максимально прочувствовать настрой ребенка и сделать все возможное чтобы не оттолкнуть его от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

При работе над развитием речи ребёнка, не забудьте, что вся работа теряет смысл тогда, когда выше перечисленные рекомендации не соблюдены в отношении речи родителя! 

Игры и упражнения, развивающие устную речь ребенка

*«Испорченный телефон» Несколько участников игры передают по цепочке друг другу (шепотом) какое-либо слово или короткую фразу. Ребенок при этом обязательно обращает внимание на то, что конечное в цепочке слово резко отличается от исходного и также на то, что некоторые слова очень похожи по звучанию и, поэтому, могут легко искажаться по смыслу.

*«Что звучало?» Постучите вместе с ребенком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребенку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы Ваш ребенок сумел получше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.

*«Назвать любые слова на определённую букву» Например: любые слова на букву ''Б'': банан-балкон-буря-бочка-бык.

*«Назвать больше слов по теме» В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребенку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.  В этой игре выигрывает тот, кто назовет больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.

*«Назвать слова, определяющие страну, город, животное, растение, имя и начинающиеся на одну и ту же букву» Например: Россия – Ростов – рысь – рис - Роман.

*«Составить цепочку слов» так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок – корова – аромат – торт - тень.

*«Составить цепочки слов-антонимов» Например: горячий-холодный, темный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.

*«Назвать все известные предметы одного и того же цвета» Например: желтого - лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного - помидор, перец, кровь и т.д.

*«Угадай, что я хочу сказать» Произнесите первый слог в каком-либо слове и попросите ребенка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди.

*«Съедобное-несъедобное» Два игрока бросают друг другу мяч. Бросающий мяч игрок называет слово, обозначающее или съедобный продукт, или любой несъедобный предмет.
Если названо слово, обозначающее съедобный продукт, то принимающий мяч, второй игрок, должен его поймать. Если же назван несъедобный предмет, то ловить мяч не нужно.


3 комментария:

  1. Очень интересная и полезеая статья!
    Лидия Михайловна, спасибо! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое Спасибо, что посещаете мой блог! Буду продолжать радовать вас полезной информацией! ;)

      Удалить