- известен как писатель,
переводчик, сценарист и драматург, основа его творческого метода – острая
сатира. Занимался переводами.
Детство автора
Родился
от 28 июля (9 августа) 1894 года в Питере. Его родители были дворянами, а мать до замужества играла в театре. Кроме того,
она писала детские рассказы.
![]() |
| Михаил Зощенко в возрасте 3-х лет |
Тем
не менее обеспеченной семья не была – отец зарабатывал на жизнь своим талантом
художника, но выходило немного – сына выучили в гимназии, которую он окончил в
1913 году, а вот на университет уже не хватило – он был отчислен за неуплату. Михаил начал зарабатывать довольно рано, посвящая летние каникулы работе
контролера на железной дороге.
Юность автора
Зощенко с эпохой не повезло так же, как и всему его поколению. В 21 год будущий писатель был зачислен прапорщиком в армейскую пехоту и отправлен в распоряжение штаба Киевского военного округа. «В ту войну прапорщики жили в среднем не больше двенадцати дней», — позже напишет он в повести «Перед восходом солнца».
![]() |
| Михаил Зощенко в годы войны |
Вернувшись с Первой мировой с тяжелым пороком сердца, Зощенко долго пытался найти себе место в жизни: к физическому труду он уже не был годен, врачи запрещали даже верховую езду, а спокойную работу в конторе ненавидел. Три года, с 1917-го по 1919-й, молодой человек, уже пробовавший себя в качестве писателя, скитался по городам, пытаясь быть полезным стране и народу:
«Я уехал в Архангельск. Потом на Ледовитый океан — в Мезень. Потом вернулся в Петроград. Уехал в Новгород, во Псков. Затем в Смоленскую губернию, в город Красный. Снова вернулся в Петроград... Хандра следовала за мной по пятам. <...> Я был — милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарем суда, делопроизводителем...»
Зощенко
за свою юность сменил около 15 профессий, служил в Красной армии и к 1919 году
стал телефонистом.
Литературная
деятельность
Писать
он начал еще восьмилетним мальчиком – сначала это были стихотворения, потом
рассказы. Уже в 13 лет он стал автором рассказа “Пальто” – первого из многих,
написанных под впечатлением от неурядиц в семье и сложного детства.
Уже
много позже, работая телефонистом, он одновременно посещает литературную студию
Корнея Чуковского, который уже тогда писал для детей – сегодня его произведения
изучают в 3-4 классе. Чуковский высоко ценил юмористические рассказы молодого
автора, но личная встреча удивила его: Зощенко оказался очень печальным
человеком.
В
студии Михаил Михайлович познакомился с Вениамином Кавериным и другими
писателями, которые стали костяком “Серапионовых братьев”. Эта литературная
группа выступала за то, чтобы творчество было свободно от политики.
![]() |
| Изображение "Серапионовы братья. Справа налево: В. А. Каверин, И. А. Груздев, Н. Н. Никитин, М. М. Зощенко, Е. Г...." |
Зощенко
Михаил Михайлович очень быстро стал популярным – его книги издаются и
переиздаются (за двадцать пять лет, с 1922 года, количество переизданий
достигло сотни), а фразы становятся крылатыми. Зенит славы пришелся на 20-е
годы, когда его творчеством увлекся сам Максим Горький.
![]() |
| Автограф Зощенко. |
Рассказы
Михаила Зощенко для детей.
Михаил
Зощенко для детей написал множество рассказов. Писатель желал помочь детям
стать хорошими людьми. Они публиковались в журналах в период с 1937 по 1945
год. Из них некоторые были отдельными произведениями, а другие объединялись в
циклы. Цикл «Леля и Минька» пользуется наибольшей известностью. В 1939-м
— 1940-х гг. Михаил Зощенко создал эту серию произведений. В ее состав были
включены следующие рассказы: «Золотые слова», «Великие путешественники»,
«Находка», «Через тридцать лет», «Не надо врать», «Галоши и мороженое»,
«Бабушкин подарок», «Елка». Образы главных героев это маленький Минька и Леля,
его сестра.
Интересный факт
В 1970 году ленинградское издательство «Художник РСФСР» предложило Маркевичу, известному московскому художнику-графику, сделать сборник рассказов Михаила Зощенко, причём не в издательском варианте, а в том, который предложит художник. Подбор рассказов, количество иллюстраций, формат, шрифт, возможности полиграфии – всё отдавалось на усмотрение художника.
К сентябрю 1971 года, ровно в срок, работа была закончена и легла на стол главного редактора издательства, оригиналы были подписаны в печать. А в самый последний момент была дана команда – сейчас неизвестно, был ли это «самый верх» или ленинградские власти в очередной раз проявили бдительность. Как бы то ни было, оригиналы были изъяты из производства, набор рассыпан, руководство издательства наказано «за самодеятельность».
Спустя 44 года книга вышла в свет в авторском варианте Бориса Маркевича.
4 трагических факта о Зощенко
1. Прошел обе войны.
2. Долгие
годы жалел, что позволил любимой женщине выйти замуж за другого.
В мемуарах
Зощенко есть несколько коротких и теплых воспоминаний о некой
Наденьке В. Соседка и ровесница юного Миши, она поначалу была лишь одним
из его увлечений. Молодой человек заглядывался на других женщин
и не писал ей с фронта. Решив, что тот ее забыл,
девушка согласилась выйти замуж за помещика. Однако Надежда всерьез
задумалась отказать жениху после возвращения Зощенко.
И кто
знает, как бы сложилась их судьба, если бы писатель
не соврал, что снова срочно отправляется на фронт.
«Это
был самый глупый и бестолковый поступок в моей жизни.
Я ее очень любил. И эта любовь не прошла до сих
пор», — вспоминал он годы спустя.
В 1920 году Михаил Зощенко женился на Вере Кербиц. В этом браке было много проблем, но, несмотря на это, самые страшные годы они пережили вместе.
3. Мастер
смешных рассказов, он написал самую страшную книжку о депрессии. Мы знаем
Михаила Зощенко как первоклассного сатирика, а между тем долгие годы
он работал над одной небольшой повестью, которую в окончательной
редакции назвал «Перед восходом солнца». Отправляясь в эвакуацию
из блокадного Ленинграда, писатель забрал все черновики будущего
произведения:
«Я взял
с собой двадцать тяжелых тетрадей. Чтобы убавить их вес,
я оторвал коленкоровые переплеты. И все же они весили около
восьми килограммов из двенадцати килограммов багажа, принятого самолетом.
И был момент, когда я просто горевал, что взял этот хлам вместо
теплых подштанников и лишней пары сапог»
Книга
стала одновременно и автобиографией писателя, и историей его болезни:
Зощенко всю жизнь страдал от тяжелой депрессии. Скажем только, что
в этом произведении автор честно и жестко анализирует свое прошлое
и искренне пытается установить причины своей меланхолии.
4. Подвергся
репрессиям и гонениям из-за детского рассказа
Власть,
и литературная богема забыли обо всех заслугах писателя после того, как
он в 1945 году опубликовал рассказ «Приключения обезьяны»,
расцененный цензорами ЦК ВКП(б) как «пошлый пасквиль на советский быт
и на советских людей». Отныне всем стало хорошо известно «недостойное
поведение» Зощенко во время войны. Писателю запретили публиковаться, лишив
тем самым средств к существованию.
Последние дни жизни
22 июля
1958 года – Скончался Михаил Зощенко, «не коммунист, не эсер, не
монархист, просто русский»…
“…Он умер совсем не так, как полагается
великому писателю - в ореоле великих дум, а как тот самый
"маленький человек", которым испокон интересуется русская литература.
Словно какой-нибудь гоголевский Башмачкин, Зощенко не пережил житейских
треволнений.
Ему сначала сообщили о назначении персональной пенсии, а
потом прислали бумагу из сберкассы с требованием предъявить справку от
домоуправления о заработке за последний месяц. И Зощенко испугался, как бы
пенсию не отобрали: как раз накануне он получил случайный гонорар. Напрасно
знакомый адвокат успокаивал его - Зощенко ничему уже не верил.
Мысли о пенсии тревожили его, и уснуть не получалось, к тому же Михаил
Михалович стал путать слова. Например, вместо снотворного - люминала - просил
линолеум... Вера Владимировна просила домашних не поправлять его и делать вид,
что все в порядке.
Впрочем, 21 июля к
больному вернулась осмысленная речь. И сказал он следующее: "Как странно,
Верочка, как странно... Как я нелепо жил..." И сел, положив голову на
плечо жене, тесно прижавшись, как очень давно с ней не сидел…
Той же ночью его не стало.
И даже смерть не лишила Зощенко его сомнительного дара - абсурд продолжался. На
панихиде один высокопоставленный товарищ сказал: "Зощенко был патриотом,
другой на его месте изменил бы родине, а он - не изменил". Кто-то из толпы
выкрикнул: "Что же получается: предательство - норма?"
"Товарищи! У гроба не положено разводить, так сказать, дискуссии. - сказал
следующий выступающий. - Но я, так сказать, не могу, так сказать, не
ответить".
Когда Зощенко еще был студентом, некий гастролирующий гипнотизер, большой
умелец гадать на картах, предсказал ему: "У вас, юноша, скоро обнаружатся
большие способности. Вы прославитесь. Но кончите плохо. А на похоронах ваших
умные люди будут смеяться". В общем, так оно все и вышло…”













Комментариев нет:
Отправить комментарий